Описание
Территория Уаллагкомского общества простиралась от сел. Фаснал по течению р. Сонгутидон до самого Кион-Хонского перевала, через который шло переселение иронцев из Алагирского в Дигорское ущелье, в частности в селения Уаллагкома — Камунту, Галиат, Дунту и Хунсар. Уаллагком отличался особенно большой плотностью населения и острой нехваткой земли. По данным 1884 г., в названных селениях было 218 дворов и 1719 жителей, а земли всего 251 десятина. Перенаселенность Уаллагкома объясняется тем, что сюда в течение многих веков приходили из соседнего Алагирского ущелья осетины-иронцы. Богатые альпийские луга, которыми покрыты обширные горные склоны Уаллагкома, особенно манили сюда алагирцев, испытывавших у себя острую нужду в земле. Переселяясь отдельными семьями и группами родственных семейств, они покупали здесь пахотные и сенокосные земли у бадилят — Абисаловых и Тугановых, владевших большими земельными угодьями (урочищами Сард, Скати, Сауалдар и Кивон).
Почти во всех селениях Уаллагкома иронское население численно преобладало над дигорским. Всех этих пришельцев называли хехевцами. В 1848 г. хехевцами здесь были Бесоловы, Албеговы, Медоевы, переселившиеся из сел. Садон, Агузаровы, Томаевы — из сел. Хода.
В том же селении живут Каргиновы (15 дворов) — потомки выходца из сел. Верхний Мизур. К числу иронцев, живущих в сел. Камунта, относят себя также Бекмурзоевы и Албеговы, предки которых вышли из сел. Архон, Кибизовы — из сел. Бад, Куловы — из сел. Дагом. Много иронцев и в сел. Дунта (Цараковы, Кулаевы, Кудзоевы). Гораздо меньше их в сел. Галиат — центре Уаллагкома, одном из древнейших селений Дигории. Из иронских фамилий здесь живут только Бессоловы, Арсаговы и Едзиевы. Малочисленность иронцев в Галиате объясняется тем, что вследствие общей перенаселенности здесь не было мест для новых поселенцев.
В результате переселения иронцев в Уаллагкоме образовалось смешанное население, представляющее большой интерес для лингвистов и этнографов.
В отличие от других мест Дигории иронцы Уаллагкома сохранили в чистом виде свое наречие. Это объясняется не только их многочисленностью, но и постоянным общением с иронцами Алагирского ущелья. В сохранности иронского наречия убедились и те лингвисты, которые утверждали, что еще до недавнего времени под влиянием дигорского наречия «иронская система наречия подвергалась изменениям во всех областях: в фонетике, морфологии, лексике». Они отмечают, что введение преподавания в школах на иронском диалекте и издание книг, газет, журналов приостановило этот процесс и теперь наблюдается обратное — усиление иронского диалекта.
Наличие многочисленных памятников средневековья убеждает в том, что Уаллагком был одним из густонаселенных районов Дигорив и в аланскую эпоху. Интересно, что известная средневековая грузинская церковь «Авд-дзуар» («Семибожие»), находящаяся недалеко от сел. Галиат, считается, согласно преданию, построенной Едзиевыми, выходцами из Алагирского ущелья. На окраине этого селения стоит пятиярусная аланская башня с христианскими крестами, которая также считается едзиевской. Достоверность основания этих памятников Едзиевыми вызывает сомнение, так как они несут на себе следы более древних коренных насельников этих мест — предков дигорцев -алан. По определению В. И. Абаева, галиатский дзуар — «Семибожие» — относится к памятникам, связанным с дохристианскими верованиями алан, занесенными ими в Дигорское ущелье. В целом Уаллагком отличается тем, что в нем почти не осталось коренных жителей — потомков местных алан. Возможно, это объясняется тем, что здесь проходил древний кавказский путь, по которому шла миграция алан через Кион-Хонский перевал в другие районы Осетии.