Описание
для любителей русской бани.
Очищение с помощью парильни известно очень многим народам. У шушвапов (салиш) Северной Америки оно входило в обряд посвящения во взрослые члены общества. Каждую ночь юноша отправлялся в горы и парился в специально построенном для этого «шалаше для потения». Он ждал видения духов, которые бы направили его на путь мудрости. Наутро он возвращался в свою деревню и, если знака не было, вечером уходил вновь.
«Обряд оникаре (парильни) использует все Силы Вселенной: землю и все, что растет на ней, воду, огонь и воздух,— сообщает шаман сиу Эхака Сапа.— Вода во площает громовых духов, которые приходят в ужасном облике, но приносят добро; пар, поднимающийся от камней, с огнем внутри, устрашает, но очищает, чтобы мы могли жить по воле Вакан-Танки (Великого Духа). И если мы хорошо очистимся, он может даже послать нам видение». Индейцы при постройке шалаша для потения ориентируются на устройство самой Вселенной. Двенадцать ивовых прутьев каркаса символизируют идею вечного возвращения, жизнь и смерть, а само их размещение согласовывается со сторонами света. Каркас накрывается шкурами, а на востоке, где встает Солнце, делается вход. Темнота шалаша — это чрево Вселенной, из которого потом и выходит прошедший очищение. В центр укладываются раскаленные камни, которые вытащили из священного костра, находящегося вне шалаша. Зачинщик обряда брызгает на них водой и возжигает сухую полынь. Все пространство заполняется ароматным паром, изгоняющим все болезни. Скифы, согласно Геродоту, совершая обряд парильни, клали на горячие камни коноплю и вдыхали дым, отчего начинали «в восторге громко кричать».
Первыми использовать в парильне веник стали, по всей видимости, финно-угорские народы. Когда в 907 году апостол Андрей посетил мордву, проживавшую в то время на месте будущего Новгорода, и увидел обнаженных людей, хлещущих себя вениками, он возмутился. В летописи монаха Нестора (1056 г.) это описывается так: «…И возьмут на ся прутье младое, и бьются сами… и облеются водой студеною… и творят мовение собе, а не мученье». Разумеется, после введения христианства парильни были запрещены. Служители церкви постановили, что в бане можно только мыть тело, да и лишь творя при этом молитву. Целители — билли, использующие для лечения парильню и изгоняющие хвори вениками, были объявлены вне закона. Только усилиями энтузиастов часть их знаний удалось сейчас восстановить. Березовый веник, изготовленный из молодых веток, помогает при заболеваниях верхних дыхательных путей, очищает кожу от угрей и способствует заживлению ран; дубовый снимает воспаление; липовый устраняет головную боль и улучшает работу сердца; рябиновый тонизирует; можжевеловый и крапивный (вяжут вместе с березовым) снимают боль при радикулите; веник из пижмы (клоповника) возбуждает нервную систему и повышает давление.