Описание
Панкратион является старейшим стилем боя без оружия, напоминающим современные ММА. Древние греки вводили эту дисциплину в Олимпийские игры в 648 году до нашей эры. Греческий панкратион потом трансформировался в более жестокий этрусканский и древнеримский «панкратиум». Бои в этом стиле демонстрировались в Колизее, а статуи выдающихся бойцов были впоследствии установлены в Риме и других городах Италии.
Некоторые общественные показы боев имели место в конце XIX века. Они представляли различные стили борьбы, включая джиу-джитсу, борьбу и другие стили. Соревнования со смешанными стилями (например, боксёр против борца) были весьма популярны в Европе и многих странах Дальнего Востока на рубеже XIX и XX вв. В Англии даже возникло боевое искусство под названием «бартитсу», совмещавшее европейские и азиатские учения. Упоминание бартитсу, в частности, встречается у известного английского писателя Артура Конан Дойла, который приписал владение «смертоносной борьбой баритсу» своему антигерою — профессору Мориарти. Свои знания в этой области Мориарти использует в рукопашном поединке против Шерлока Холмса, представителя школы английского бокса, на краю Рейхенбахского водопада.
После Первой мировой войны борьба возродилась в двух главных потоках. Первый — это было реальное соревнование, получившее название «шутрестлинг» (англ. shootwrestling); во втором случае поединки превратились в хореографически запланированные шоу, которые в итоге привели к профессиональной борьбе, ныне популярной во многих странах, в частности, США, Японии и Мексике.
В конце 60-х годов концепция объединения элементов разных боевых искусств была популяризована Брюсом Ли. Философия, разработанная Брюсом Ли, носила название «Джиткундо», и одним из главных её принципов являлось умение бойца успешно адаптироваться под любой стиль. Учения Ли и особенно фильмы с его участием оказали влияние на ММА до такой степени, что в 2004 году президент UFC Дэйна Уайт назвал Ли «отцом ММА». Также необходимо заметить, что и помимо джиткундо ещё с более давних времен в Японии уже существовали боевые искусства смешанного типа, такие как кадзюкембо и карате Годзю-рю.
Предок ММА существовал и в СССР: им стало самбо — система, разработанная в 1938-ом году в результате синтеза многих видов единоборств, благодаря приказу № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Из всех существующих сегодня спортивных боевых искусств самбо наиболее близко напоминает ММА по арсеналу используемых приёмов. Здесь необходимо уточнить, что самбо подразделяется на два главных направления: спортивное и боевое. Если в первом случае основной задачей является демонстрация бросковой техники или техники болевых приёмов, то боевое самбо гораздо ближе к ММА по своей сути, так как в нём первоочередной является способность бойца максимально эффективно и быстро лишить противника возможности к сопротивлению. Частично в связи с этим боевой раздел самбо до 1991-го года был доступен лишь для силовых структур.
Кроме того, в вооружённых силах СССР, начиная с 1979 года, проводились соревнования по АРБ, правила которого весьма схожи с правилами смешанных единоборств.
Современные ММА
Современные смешанные боевые искусства имеют свои корни в двух событиях: соревнованиях по вале-тудо (буквально с порт. Всё разрешено) в Бразилии и японском шутрестлинге. Вале-тудо берёт своё начало в третьем десятилетии XX века, когда представители бразильского джиу-джитсу Карлос Грейси и Хелио Грейси пригласили любого соревноваться с ними в борьбе. Это было так называемым «Вызовом Грейси», который позже поддержали потомки Грейси.
В Японии в 70-х годах XX века профессиональный борец Кандзи «Антонио» Иноки (яп. 猪木寛至), организовал ряд поединков по смешанным правилам. В частности, 26 июня 1976 года Иноки встретился с прославленным боксером Мохаммедом Али. Изначально планировался бой по смешанным правилам в полном смысле, однако, за два дня было введено ограничение, существенно повлиявшее на исход встречи: Иноки ра