Описание
Праздник Кущей (Суккот)
"И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте." Лев.23:33
Борух Ато А-дой-ной Э-ло-hейну Мелех hаойлам ашер кидшону бемицвойсов вэцивону лэйшэв бэсуко.
Благословен Ты, Г-сподь Всесильный наш Царь мира, который освятил (выделил) нас и поручил сидеть в суке.
В Суккот принято приобретать четыре вида растений (арба миним) для выполнения очередной мицвы праздника:
- «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40
Среди этих растений: арава ערבה (всем известная ива), адас הדס (известен нам как мирт), лулав לולב, нераскрывшаяся ветка пальмы (той самой, на которой растут финики) и, наконец, самый главный плод – этрог אתרוג плод цитрусового дерева (внешне чем-то напоминает лимон).
В Торе нет объяснений, почему отобраны четыре определённых вида растений, четыре - это число, которое обычно ассоциируется с землёй: четыре времени года, четыре направления света и т.п. Можно допустить, что четыре вида символизируют четыре района Исраэля: лулав - низины, верба - реки, мирт - горы, этрог - орошаемые земли. Четыре вида растений также символизируют процесс заселения Земли Исраэля. Пальма символизирует период странствий в пустыне, верба - воду, открытую при вступлении в Эрец Исраэль, мирт - посадки в горных районах, а этрог - плод, собранный спустя несколько лет после того, как еврейский народ обжил эту землю.
Вышеперечисленные четыре вида растения олицетворяют собой четыре типа евреев, которых мы встречаем в нашей повседневной жизни.
- Адас – имеет приятный запах, но у него нет вкуса. Он как тот еврей, который в своей жизни часто совершает хорошие поступки, но при этом совершенно не знает, что все это мицвоты, данные нашему народу у горы Синай. Незнание его оттого, что он не учит Тору (нет у него вкуса – духовного содержания).
- Арава – у неё нет запаха и нет вкуса. Это как евреи, которые не совершают хороших поступков и не учат Тору.
- Лулав – у его плодов (финики) нет запаха, но есть вкус. Это как евреи, которые не совершают хороших поступков, но учат Тору.
- Этрог – (плод цитрусового дерева) - у него есть вкус и есть запах. Он подобен евреям, которые совершают хорошие поступки и учат Тору.
Всесвятой Йисраэля, благословен Он, сказал: да будут связаны вместе сыны израилевых(как четыре вида) и искупят друг друга» Ваикра 30:12
Поэтому и Йеошуа , придя во Славу Отца Небесного, сказал:
- "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." Ин.15:12
Во время молитвы объединяют все четыре вида растений вместе (лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него) и только так можно выполнить мицву арба миним.
Этрог. Его еще называют «персидское яблоко» — деревце невеликое, от 2 до 4 метров высотой, но едва ли не самое древнее и таинственное на свете. Семена этрога были найдены в месопотамских раскопках, относящихся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Цитроновые деревья растут преимущественно на приморских равнинах (деревце требует постоянного орошения); с них никогда не опадает листва. Цитроны цветут весной, распространяя приятный аромат, причём плоды остаются на дереве круглый год.
По преданию, этрог, называемый также «райским яблоком», мог быть плодом, сорванным Адамом и Хавой с Древа Познания.
В период после Второго Храма этрог стал символом аМашиаха.
Ну