Описание
Табасараны - один из коренных народов Дагестана; они насчитывают 93,7 тыс. человек, что составляет 4,5 % населения Дагестана. Основной территорией
их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64 %)
табасаранов живет в сельской местности в Табасаранском районе (80 %),
Хивском (62 %) и Дербентском (15 %). Небольшое число их живет в Каякентском
и Кизлярском районах. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и
Дагестанских Огнях (до трети населения в каждом), а в Махачкале и других городах число табасаранов незначительно. Cамоназвание табасаранцев (гъумгъум, гъумцIулла). Гъумгъум - это холмистый (равниный) горец, а гъумцIулла означает горный горец, живущий в
высокогорных краях. Гъумгъумами табасаранцы называют жителей хивских и
нижних табасаранцев (Табасаранского района), а живущих горах - гъумцIуллами.
Испоков веков горные предки называли себя гъумцIуллами. На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования - племенные объединения. С IV в. до н. э.
по II - III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С
распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как
самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и
крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся
сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских
завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться
против сельджуков и татаро-монголов. Против иноземных завоевателей
табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами.
В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных
владений Дагестана. Оно включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские и
азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и в предыдущие века,
табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за
независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему
табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами,
лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами. В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали
мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах
мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские
рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения,
историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Карахи,
Рад-жаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел.
Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском
языке арабскими буквами. Название книги - “Диндин асулар шубуб - иман,
ислам, суннет ву” (“Иман, ислам, суннет - основные черты религии”). В XVII - XVIII
вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед
из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана. Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт Мирза Калукский (1697 - 1741). По данным XVIII - первой
половины XIX в., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд
союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран оставались
земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла. Во второй
половине XVIII - начале XIX в. отношения табасаран с Россией, как и всех
остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана - в 1813 г. Однако
жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась. В XIX в.
табасараны вели антиколониальную борьбу против царизма..